Педагог-психолог Аурика Савка
Мы предлагаем вашему вниманию серию игр и дидактических упражнений для развития памяти и мышления детей младшего и среднего дошкольного возраста.
"Корзина"
Взрослый показывает ребенку корзину (можно коробку, мешочек, сумочку и др.) и предлагает рассмотреть и назвать все предметы, которые там находятся. Предметы достают по одному и обязательно называют их. Количество предметов должно быть не менее 3-х и не более 10. После того, как все предметы были выложены, взрослый предлагает их запомнить и снова сложить в корзину. После этого ребенку предлагается вспомнить как можно больше предметов.
"Строители"
Для игры понадобятся кубики, кирпичики, детали конструктора или любые другие предметы разного цвета, но одинакового размера и формы, из которых можно было бы построить башню. Количество деталей в постройке увеличивается с возрастом от 3-х до 5-7 штук.
Взрослый предлагает играть в стройку и выстроить башню. Он показывает, как надо это сделать. Когда башня готова, взрослый предлагает запомнить, в какой последовательности клались детали снизу вверх (например: синий, желтый, синий, красный). После башня разбирается, и ребенок должен по памяти выстроить новую башню.
"Забавные зверюшки"
Взрослый предлагает поиграть в разных зверей, хорошо знакомых ребенку (зайчика, кошечку, мишку и т.д.). При этом ребенку показываются от 3 до 5-тидвижений, изображающих поведение этих животных (умывается, прыгает, прячется, сердиться и прочее). После того, как ребенок запомнил все движения, взрослый только называет их, а ребенок вспоминает и самостоятельно показывает. Например: зайчик прячется, а теперь он прыгает, а теперь нашел и грызет морковку. Усложнением в этой игре будет увеличение движений показанных вновь и изображение в одной игре сразу нескольких животных.
"Найди похожий предмет"
Взрослый подбирает два, схожих по одному признаку, предмета (например: мяч и воздушный шар). Один из них (шар) он располагает в комнате так, чтобы он легко попадал в поле зрения ребенка. Второй предмет (мяч) держит в руках. Перед тем, как предложить ребенку поиск, взрослый спрашивает, как называется предмет у него в руках, и просит назвать его признаки (круглый, большой). Далее взрослый сообщает, что у этого предмета есть "брат", он находится здесь и они похожи, и предлагает найти похожий предмет. Задание считается выполненным только, если ребенок нашел предмет и объяснил сходство.
"Как достать конфету"
Игра предлагается ребенку не как издевка над его беспомощностью, а как испытание его находчивости и ловкости!
Для игры необходимо расположить конфету или другое лакомство так, чтобы ребенок хорошо видел ее, но в силу своего роста не мог ее достать. Взрослый предлагает попробовать достать конфету, используя различные подручные предметы из окружающей обстановки и выражает свою готовность помогать ребенку физическими действиями (поднести, пододвинуть и т.д.), но не называть прямого способа решения задачи. Хорошим результатом будет, как можно большее число предложенных ребенком вариантов.
"Одень куклу правильно"
Для игры нужен готовый или самостоятельно сделанный из бумаги комплект сезонной одежды и шаблон детской фигурки. Взрослый сообщает, что сегодня будет очень жарко, и куклу надо одеть на прогулку. При этом он подбирает для куклы контрастно не верный набор верхней одежды (шубу, шапку, варежки и т.д.). После этого он спрашивает все ли правильно и просит ребенка исправить ошибку и объяснить свое решение.
Игру можно усложнить с помощью дополнительных атрибутов (зонта, игрушек, лыж, книжки и прочее) и уточнения некоторых деталей в прогулке и погоде. Например, наша кукла собирается на детскую площадку, а за окном тучи.
Надеемся, что представленный дидактический материал будет полезен и детям и взрослым. Желаем успеха в творчестве при создании собственных игр и упражнений с учетом известных уже Вам возрастных особенностей.