Адрес

МДОУ «Детский сад №61«Золотой ключик»

г. Петрозаводск, ул. Антонова, 9а

Телефон

8 (8142) 53-41-40

8 (8142) 53-41-30

Факс 8 (8142) 53-41-30

Эл. почта zolotoy-klyuchik61@yandex.ru

 

 

 

Платформа "Другое дело"

"Другое-дело" - платформа, на которой ты получаешь бонусы за то, что становишься лучше сам и помогаешь улучшить жизнь других людей!

 

Официальная группа Вконтакте  https://vk.com/club211864630

"Важно ли быть внимательным"или развитие внимания в раннем возрасте

Педагог-психолог Аурика Савка

Сегодня мы начнем разговор о внимании   и внимательности и постараемся найти ответ на вопрос: "важно ли быть   внимательным?" В последнее время все больше детей, а значит, и взрослых,   общающихся с ними, страдают от невнимательности. В чем причины такой   ситуации?

Во-первых, физиологические проблемы в   развитии ребенка до и после рождения: гипоксии (кислородное голодание),   родовые травмы, черепно-мозговые травмы раннего возраста; во-вторых,   недостаток психолого-педагогических знаний у родителей. Можно назвать и еще   одну причину, которая связана с современными условиями развития и воспитания   детей и ролью взрослых в этом процессе. Современный малыш с рождения оказывается   в ситуации технического прогресса, на него изначально обрушивается   стремительный поток информации (раздражителей), а взрослый часто не умеет   ограничивать этот поток: сортировать, подбирать нужную информацию и учить   избирательно сосредотачиваться на ней.

Быть внимательным ребенку необходимо,   прежде всего, для успешного познавательного развития и обучения, но не   только. Внимательный человек быстрее и легче справляется с новой задачей,   лучше контактирует с людьми. А развивать внимательность, как и любую   способность, необходимо с рождения.
Итак, развитие внимания в   младенчестве.
                                                                     
В этом возрасте внимание проявляется   как реакция сосредоточения на раздражитель. Сосредоточение обеспечивает   ребенку выделение из окружающего мира, прежде всего, человеческого лица,   эмоций, речи взрослого, а затем и предметов и действий с ними. Первое   сосредоточение отмечается на 2-3 недели жизни, когда новорожденный реагирует   на громкий звук и прекращает движения собственного тела. На 3-4 недели жизни   ребенок явно прислушивается к речи взрослого и рассматривает его лицо при   общении. К концу первого месяца ребенок может сосредотачиваться на новом   предмете и достаточно долго его рассматривать.
Обязательным условием сосредоточения в   младенчестве является общение ребенка со взрослым, т.е. малыш будет   рассматривать и прислушиваться гораздо активнее, когда мама показывает   предметы, манипулирует с ними, разговаривая с ребенком.
При постоянном контакте ребенок в 2-3   месяца может длительно сосредотачиваться на лице взрослого и его речи,   обращенной к ребенку, при этом малыш переводит взгляд с лица взрослого на   предмет, который демонстрирует ему близкий человек.
Со второго полугодия жизни   сосредоточение переносится еще и на деятельность с предметом, и ребенок   сосредотачивается как на действиях взрослого, так и на своих собственных.   Накопление ориентировочных действий приводит к тому, что к концу первого года   жизни малыш может действовать одновременно с двумя предметами (складывать   что-то в коробку). Это говорит о том, что появляется такое свойство внимания,   как переключение.

В раннем детстве (с 1 года до 3 лет)   продолжают совершенствоваться распределение и переключение внимания. Ребенок   может следить одновременно за несколькими объектами, но самое главное - он   может воспринимать речь, или указания взрослого и одновременно выполнять   действие. Именно с развитием регулирующей функции речи связано развитие   внимания в этом возрасте. Основной рекомендацией для развития внимания   является четкая, немногословная, точная речь взрослого, который кратко и   понятно регулирует все поведение ребенка.
Ранний возраст является одним из самых   трудных в воспитании внимательности, поскольку в этом возрасте ребенок очень   активен, нетерпелив, стремиться к самостоятельности, его поведение порывисто   и импульсивно, взрослому бывает нелегко заставить малыша сосредоточиться.

Однако ребенок вполне способен   выслушать короткую просьбу или инструкцию и выполнить короткое действие в   соответствии с ней и приучать малыша к этому необходимо. Если Вы замечаете в   своем ребенке трудности в выполнении ваших указаний, проявите корректную   настойчивость. В этом возрасте закладываются основы произвольного внимания,   так необходимого ребенку в дальнейшем обучении.
В свойствах внимания малышей есть свои   возрастные особенности, о которых взрослому не следует забывать:

  • Внимание ребенка неустойчиво, и поэтому он   быстро прекращает начатое дело. Не ставьте глобальных задач,   предлагайте то, что реально за раз выполнить и увидеть результат.
  • Концентрация зависит от эмоциональности, т. е   ребенок фиксирует только эмоционально привлекательные объекты. Будьте внимательны к эмоциям ребенка,   предлагайте такие предметы и действия, которые вызывают отклик.
  • Способности переключаться и распределять   внимание только формируются, поэтому ребенок тяжело оставляет начатое дело,   или не реагирует на другие раздражители во время выполнения действия.

Стимулировать переключение и   распределение внимания надо терпеливо и осторожно, лучше в подвижных играх.
Младенчество и раннее детство являются   очень значимыми в дальнейшем развитии внимания и воспитании внимательности   как качества личности. Утерянные в этом возрасте возможности в формировании   этого качества бывает непросто восполнить. Поэтому, прежде всего, будьте   внимательны сами к собственным детям!