Здоровый зрелый семилетний ученик должен легко и быстро или (формально) пройти адаптационный период. Значительные проблемы с адаптацией возникают у детей "группы риска" с самыми различными проблемами, которые чаще всего идут наравне со своими сверстниками в самые обычные школы.
Ребенок с синдромом психического инфантилизма
У такого ребенка к моменту обучения в школе не сформирована способность произвольно управлять своим поведением. Такие дети беспечны, наивны и непосредственны, они не понимают до конца учебную ситуацию и часто не вписываются в рамки общепринятого школьного поведения. Они могут проигнорировать задание учителя, задавать не имеющие отношения к заданию вопросы, не выдерживают общего темпа работы, постоянно отвлекаются. Дети с синдромом инфантилизма характеризуются коммуникативным отношением к обучению, т.е стараются завладеть вниманием учителя и сверстников с целью общения, а учебные цели при этом уходят на второй план.
При правильном воспитании и обучении эти дети со временем догоняют своих сверстников в учебе, негативные тенденции их личностного развития сглаживаются.
Дети с синдромом гиперактивности и дифицита внимания
Такие дети не минуты не могут сидеть спокойно, постоянно суетятся и отвлекаются. Им свойственны эмоциональные расстройства: вспыльчивость, раздражительность, а также импульсивность поведения, когда поступок опережает прогнозирование. При адаптации у детей с данным синдромом формируется негативная самооценка и враждебность к школе. Поэтому необходимым условием для успешной адаптации будут доброжелательность, внимание и эмоциональная поддержка окружающих ребенка, как взрослых, так и детей.
Астенический синдром
Характеризуется общей ослабленностью организма, незрелостью вегететивных процессов и как следствие, повышенной утомляемостью. Трудности адаптации этих детей связаны не только со склонностью к переутомлению, но и с робостью, несамостоятельностью, зависимостью от взрослых. При постоянных нагрузках у детей появляется раздражительность, плаксивость, частые головные боли. Кроме того, очень близка вероятность неврозоподобных расстройств: тиков, заиканий, страхов.
Если на такого ребенка во время не обратить внимание, не понять его трудностей, не оказать ему необходимую помощь в учебе и не заняться его здоровьем, астенические черты характера будут нарастать, что может привести к искажению личностного развития, или психопатии.
Аутистические черты личности
Проявляется, прежде всего, в недостаточности потребности в контактах с другими людьми, отгороженности от внешнего мира. Таким детям свойственно определенное "зрительное поведение": непереносимость взгляда в глаза, скользящий взгляд, фрагментарность зрительного внимания. Ребенок не всегда реагирует на обращенную к нему речь, не замечает окружающих, он моторно неловок, эмоционально обеднен. Дети склонные к аутизму более комфортно чувствуют себя в одиночестве, не умеют играть с другими детьми, если стремятся к взаимодействию, то легко возбуждаются и срываются на агрессию.
При подготовке такого ребенка к школе необходимо дать ему некоторый запас знаний и умений с опережением, чтобы "сэкономить" его энергию в процессе адаптации, успех которой зависит от степени выраженности аутистических черт и своевременности психолого-педагогической коррекции.
Таким образом, мы представили трудности школьной адаптации некоторых категорий детей, чье развитие оценивается как пограничное (на границах нормы) и поэтому требует дифференцированного подхода, как со стороны родителей, так и со стороны педагогов и специалистов.