Адрес

МДОУ «Детский сад №61«Золотой ключик»

г. Петрозаводск, ул. Антонова, 9а

Телефон

8 (8142) 53-41-40

8 (8142) 53-41-30

Факс 8 (8142) 53-41-30

Эл. почта zolotoy-klyuchik61@yandex.ru

 

 

 

Платформа "Другое дело"

"Другое-дело" - платформа, на которой ты получаешь бонусы за то, что становишься лучше сам и помогаешь улучшить жизнь других людей!

 

Официальная группа Вконтакте  https://vk.com/club211864630

Возрастные нормы психического развития детей от рождения до семи лет

Педагог-психолог Аурика Савка
Большинство трудностей в общении с   ребенком и в его воспитании возникают у родителей по причине родительской   некомпетентности или недостаточной осведомленности о возрастных периодах и   нормах развития детей. Очень часто родители ожидают от ребенка того, что не   доступно его возрасту и, наоборот, снижают свои требования к нему в области   поведения, навыков самообслуживания и общения. Взрослым необходимо четко   ориентироваться в возрастных периодах детства и новых возможностях,   приобретениях психики, которые должны возникать на каждом этапе развития   ребенка.
Итак, ранний возраст от рождения до   3-х лет, отличается единством физического и психического развития и   стремительным ростом и развитием ребенка. Эпоха раннего возраста делится на   два этапа: от рождения до года и от года до трех лет.
                                                                     
На первом году жизни происходит активное развитие органов чувств в процессе   ухода и общения, с первых месяцев жизни ребенок выделяет близкого взрослого,   сосредотачивает свой взгляд и слух и, наконец, отвечает взрослому улыбкой,   звуками и движением. Данная реакция, названная "комплексом   оживления" должна появиться к 3-м месяцам жизни. Она является   условием и предпосылкой для развития общения между ребенком и взрослым.   Младенец постепенно учится схватывать и удерживать предметы, благодаря   развитию руки.

К 6-ти месяцам ребенок должен брать, удерживать предмет,   сосредотачиваться на нем и совершать простые действия с предметом, обследуя   его, что является условием формирования мышления.
С 6-ти месяцев ребенок овладевает самостоятельными движениями в   горизонтальном положении, учится сидеть, стоять и ходить. Ребенок продолжает   осваивать окружающий мир, он уже манипулирует с предметами и реагирует на   взрослого не просто как на объект окружающего, а как на партнера в   познавательной деятельности.

К концу первого года жизни ребенок должен активно изучать предметы и   пространство и проявлять потребность в деловом общении с взрослым в процессе   этого изучения. У малыша формируется первый предметный опыт, формируется   представление о свойствах предмета, расположенного в пространстве. В этом   возрасте малыш должен понимать обращенную к нему речь и говорить простые   слова, состоящие иногда из одного слога.

Начиная с 1 года до трех, ребенок овладевает самостоятельными сложными   движениями: ходьбой, бегом, лазанием, бросанием, и т. д. Ребенок не только   активно двигается, но и учится регулировать собственное движение, подражая   взрослому. Именно поэтому важно постоянно обращать внимание малыша на цель и   порядок выполнения действия: "Мы будем катать мячик. Положи мячик перед   собой, как я, а теперь толкни мячик сильно, как я."
Ребенок переходит от обследования   предмета к игровому действию с предметом: сначала он учится открывать и   закрывать баночку, понимает, что ее можно использовать, как емкость, потом   соотносит эту баночку по свойствам с кастрюлькой и, наконец, использует в   игре баночку, как кастрюльку.
Речь ребенка теперь становиться   самостоятельной и активной. На фоне активизации речи зарождается общение со   сверстниками, ребенок делает первые попытки взаимодействовать с другим   малышом в предметной и игровой деятельности.
    
Главным приобретением личности в конце   раннего возраста становиться осознание ребенком себя, как самостоятельного   субъекта, своего личного действия и личного желания.
С этого момента (с 3-х лет)   начинается эпоха дошкольного возраста. Именно этот период перехода получил   название "кризиса 3-х лет". Обычно этот возраст   сопровождается упрямством, капризами, агрессивностью, резкими сменами в   настроении и поведении малыша. Такая картина есть результат конфликта между   естественным стремлением ребенка к самостоятельности и независимости и   ограничением этого стремления со стороны взрослых.
    
Дошкольное детство (от 3 до 7)   характеризуется развитием разнообразных видов детской деятельности: игровой,   бытовой, изобразительной, трудовой и др. Уровень развития ребенка должен   определяться не только его умениями в той или иной деятельности, но и   заинтересованностью в результате и умением его добиваться.

Ребенок 5 лет может отлично   уметь самостоятельно завязать шнурки, но не испытывать потребности это   делать. Отсутствие у дошкольника потребности проявлять свою умелость или   развивать ее являются показателем незрелости, которая будет тормозить его   дальнейшее развитие.
Способность ребенка подчинять свое   поведение какой-либо цели, управлять своими поступками формируется на   протяжении всего дошкольного возраста.
Только к семи годам ребенок   способен выполнять как свою собственную задачу, так и задачу, поставленную   взрослым не отвлекаясь, сохраняя интерес, контролируя себя при этом и   оценивая свои результаты. Зачастую родители ожидают этого от детей 5-ти и   даже 4-х лет.

Существенным приобретением дошкольного   возраста становится наглядно-образное мышление ребенка, благодаря которому   становится возможной учебная деятельность.
Чтобы понять, что легкие предметы не   тонут, ребенку 6-ти лет уже не надо бросать их в воду, у него есть   понятие легкого и тяжелого, понятие о свойствах воды, он может сделать   самостоятельный вывод.
К семи годам дети хорошо разбираются в понятиях, символах и   знаках, мышление становится логическим. У них намечается собственное   мировоззрение, первые этические нормы, созревает новая социальная позиция и   стремление быть взрослым.
К концу дошкольного детства у ребенка складываются предпосылки нового вида   деятельности - учебной.
Помните, что развитие ребенка проходит   постепенно и последовательно и на каждом этапе ребенок должен достичь определенных результатов.