Педагог-психолог Аурика Савка
Сегодня мы начнем разговор о внимании и внимательности и постараемся найти ответ на вопрос: "важно ли быть внимательным?" В последнее время все больше детей, а значит, и взрослых, общающихся с ними, страдают от невнимательности. В чем причины такой ситуации?
Во-первых, физиологические проблемы в развитии ребенка до и после рождения: гипоксии (кислородное голодание), родовые травмы, черепно-мозговые травмы раннего возраста; во-вторых, недостаток психолого-педагогических знаний у родителей. Можно назвать и еще одну причину, которая связана с современными условиями развития и воспитания детей и ролью взрослых в этом процессе. Современный малыш с рождения оказывается в ситуации технического прогресса, на него изначально обрушивается стремительный поток информации (раздражителей), а взрослый часто не умеет ограничивать этот поток: сортировать, подбирать нужную информацию и учить избирательно сосредотачиваться на ней.
Быть внимательным ребенку необходимо, прежде всего, для успешного познавательного развития и обучения, но не только. Внимательный человек быстрее и легче справляется с новой задачей, лучше контактирует с людьми. А развивать внимательность, как и любую способность, необходимо с рождения.
Итак, развитие внимания в младенчестве.
В этом возрасте внимание проявляется как реакция сосредоточения на раздражитель. Сосредоточение обеспечивает ребенку выделение из окружающего мира, прежде всего, человеческого лица, эмоций, речи взрослого, а затем и предметов и действий с ними. Первое сосредоточение отмечается на 2-3 недели жизни, когда новорожденный реагирует на громкий звук и прекращает движения собственного тела. На 3-4 недели жизни ребенок явно прислушивается к речи взрослого и рассматривает его лицо при общении. К концу первого месяца ребенок может сосредотачиваться на новом предмете и достаточно долго его рассматривать.
Обязательным условием сосредоточения в младенчестве является общение ребенка со взрослым, т.е. малыш будет рассматривать и прислушиваться гораздо активнее, когда мама показывает предметы, манипулирует с ними, разговаривая с ребенком.
При постоянном контакте ребенок в 2-3 месяца может длительно сосредотачиваться на лице взрослого и его речи, обращенной к ребенку, при этом малыш переводит взгляд с лица взрослого на предмет, который демонстрирует ему близкий человек.
Со второго полугодия жизни сосредоточение переносится еще и на деятельность с предметом, и ребенок сосредотачивается как на действиях взрослого, так и на своих собственных. Накопление ориентировочных действий приводит к тому, что к концу первого года жизни малыш может действовать одновременно с двумя предметами (складывать что-то в коробку). Это говорит о том, что появляется такое свойство внимания, как переключение.
В раннем детстве (с 1 года до 3 лет) продолжают совершенствоваться распределение и переключение внимания. Ребенок может следить одновременно за несколькими объектами, но самое главное - он может воспринимать речь, или указания взрослого и одновременно выполнять действие. Именно с развитием регулирующей функции речи связано развитие внимания в этом возрасте. Основной рекомендацией для развития внимания является четкая, немногословная, точная речь взрослого, который кратко и понятно регулирует все поведение ребенка.
Ранний возраст является одним из самых трудных в воспитании внимательности, поскольку в этом возрасте ребенок очень активен, нетерпелив, стремиться к самостоятельности, его поведение порывисто и импульсивно, взрослому бывает нелегко заставить малыша сосредоточиться.
Однако ребенок вполне способен выслушать короткую просьбу или инструкцию и выполнить короткое действие в соответствии с ней и приучать малыша к этому необходимо. Если Вы замечаете в своем ребенке трудности в выполнении ваших указаний, проявите корректную настойчивость. В этом возрасте закладываются основы произвольного внимания, так необходимого ребенку в дальнейшем обучении.
В свойствах внимания малышей есть свои возрастные особенности, о которых взрослому не следует забывать:
- Внимание ребенка неустойчиво, и поэтому он быстро прекращает начатое дело. Не ставьте глобальных задач, предлагайте то, что реально за раз выполнить и увидеть результат.
- Концентрация зависит от эмоциональности, т. е ребенок фиксирует только эмоционально привлекательные объекты. Будьте внимательны к эмоциям ребенка, предлагайте такие предметы и действия, которые вызывают отклик.
- Способности переключаться и распределять внимание только формируются, поэтому ребенок тяжело оставляет начатое дело, или не реагирует на другие раздражители во время выполнения действия.
Стимулировать переключение и распределение внимания надо терпеливо и осторожно, лучше в подвижных играх.
Младенчество и раннее детство являются очень значимыми в дальнейшем развитии внимания и воспитании внимательности как качества личности. Утерянные в этом возрасте возможности в формировании этого качества бывает непросто восполнить. Поэтому, прежде всего, будьте внимательны сами к собственным детям!