Версия для слабовидящих
Адрес

МДОУ «Детский сад №61«Золотой ключик»

г. Петрозаводск, ул. Антонова, 9а

Телефон (8142) 53-41-30, 53-41-40

Факс (8142) 53-41-30

E-mail: zolotoy-klyuchik61@yandex.ru

Готов ли Ваш ребенок к школе: психологические аспекты

Педагог-психолог Аурика Савка

Вот и пролетела половина учебного   года. Уже скоро начнется тревожная и суетливая пора поступления в школу. Вы,   уважаемые родители, уже во многом определились и вместе с ребенком ожидаете   первых собеседований. Но все ли мы верно и точно понимаем, каким должно быть   развитие ребенка, для того, чтобы он был успешен в школе, чтобы педагоги,   психологи и логопеды сочли его, в достаточной мере, готовым к обучению в   первом классе. Давайте еще раз обратимся к понятию именно психологической   готовности ребенка к обучению в школе.

Психологическая готовность - сложное образование, которое включает в себя все   стороны детской психики, а именно развитие личности, учебные мотивы и волевые   способности, уровень развития познавательных процессов (мышления, внимания,   памяти, речи и воображения), а также уровень развитие произвольности и   некоторых учебных способностей ребенка. Большинство родителей отдают   приоритет в готовности ребенка именно развитию познавательных процессов и   учебных способностей, а некоторые видят показатель готовности только в них.   Давайте рассмотрим, каковы должны быть эти показатели у ребенка с высоким   уровнем психологической готовности.
 
Итак, познавательные процессы.   Они обеспечивают информационную основу деятельности, и уровень их развития   обеспечивает понимание, быстроту и качество усвоения информации. В первую   очередь оцените внимание своего ребенка. Оно должно быть устойчивым и   произвольным. Это значит, что при объяснении и выполнении задания, ребенку не   нужны дополнительные эмоциональные или игровые стимулы. Он может   самостоятельно работать в течение 7-10 минут, не утрачивая цель задания и не   отвлекаясь.

Произвольность важна и при оценке   графических навыков, когда выявляется, насколько ребенок может   сконцентрировать свои внимание и волю на выполнении графического задания при   контроле зрения.

Большое значение имеет развитие   слуховой и зрительной памяти. При восприятии слов или зрительных образов   (картинок), ребенок должен уметь не просто точно и в полном объеме повторить,   что он увидел и услышал, но уметь использовать при запоминании логические   способы. Например, запоминать объекты, в какой либо связи друг с другом или с   помощью других объектов, которые помогут потом вспомнить ребенку то, что ему   предлагалось для запоминания. Предложите ребенку запомнить 10-12 слов, делая   при запоминании собственные рисунки к этим словам, а через час попросите,   глядя на рисунки, вспомнить слова. Вы увидите, насколько точна, объемна и   логична память будущего первоклассника.

Не менее значимо умение ребенка   воспринимать геометрические фигуры и ориентироваться в пространстве листа.   Многие дети хорошо знающие названия геометрических фигур и отлично   различающие свою правую и левую руку, не могут различить треугольники   расположенные, например, внутри шестиугольника и допускают ошибки в рисовании   по клеткам под диктовку. Если ребенок испытывает трудности в таких заданиях,   его зрительное восприятие отличается незрелостью.

Что касается речи, то здесь родители   должны обратить внимание на ее внешнюю и внутреннюю стороны. А именно, на   связанность и последовательность речи ребенка, умение высказывать свои мысли,   делать собственные умозаключения, отвечать на вопросы и самостоятельно их   формулировать. Но, кроме того, важно определить различает ли ребенок речь на   слух, слышит ли, сколько в предложении слов, сколько в слове слогов, звуков и   какие они. Именно эта способность основа грамоты. Дети с нарушениями речи   будут испытывать затруднения при письме и чтении.

Наконец, поговорим о мышлении. Оно   должно быть образным, отвлеченным. Это значит, что понимание и анализ   информации не всегда требует наглядности. К семи годам ребенок мыслит   понятиями и способен обозначать некоторые из них символами. Это предпосылки   логического мышления. Попросите ребенка объяснить некоторые понятия,   например, болезнь или торжество. И вы увидите, сможет ли он объяснить их на   существенные понятийные признаки или будет приводить несвязные разрозненные   примеры.
 
Очень важный показатель готовности,   связанный с познавательной сферой и учебными качествами, - это обучаемость. Под ней понимают способность ребенка принимать   помощь в обучении со стороны взрослого. Некоторые дети категоричны или не   чувствительны к помощи взрослого, что создает им трудности в общении и учебе.   Ребенок должен понимать вид и форму помощи, откликаться и использовать ее в   своей деятельности.

Еще одно из важнейших условий - это   наличие учебных мотивов деятельности. Только тот ребенок, у которого сложилась потребность познавать,   приобретать знания, не скажет через неделю-другую после 1 сентября, что ему   надоело в школе, что он передумал туда ходить. В беседе с ребенком   определите, насколько сильно его желание учиться, как он понимает   необходимость учения, сложилась ли у него позиция школьника.

Многие родители недооценивают способность   ребенка общаться, как показатель школьной зрелости. И напрасно. Успешность   ребенка будет зависеть от того, насколько выражена его потребность в общении   с людьми, от умения подчиняться традициям и правилам детского коллектива,   налаживать контакты, адаптироваться к новым условиям, быть доброжелательным,   проявлять уважение и сочувствие к другим, а также осознавать собственные   успехи и неудачи в связи с общей целью.

Эмоционально-волевое развитие ребенка одна из черт его психологического портрета и   условие успешности в школе. Зрелый первоклассник должен уметь поставить цель,   принять решение, наметить план действий, реализовать его и оценить свои   результаты.

Как видите, это не мало, и большинство   современных детей не умеет этого. Они боятся трудностей и отказываются от   цели. Как помочь ребенку, как сформировать эти качества и сделать его жизнь в   школе активной и насыщенной, об этом в следующий раз.