Версия для слабовидящих
Адрес

МДОУ «Детский сад №61«Золотой ключик»

г. Петрозаводск, ул. Антонова, 9а

Телефон (8142) 53-41-30, 53-41-40

Факс (8142) 53-41-30

E-mail: zolotoy-klyuchik61@yandex.ru

О школьной адаптации "трудных детей"

Здоровый зрелый семилетний ученик   должен легко и быстро или (формально) пройти адаптационный период.   Значительные проблемы с адаптацией возникают у детей "группы риска"   с самыми различными проблемами, которые чаще всего идут наравне со своими   сверстниками в самые обычные школы.

Ребенок с синдромом психического   инфантилизма
У такого ребенка к моменту обучения в   школе не сформирована способность произвольно управлять своим поведением.   Такие дети беспечны, наивны и непосредственны, они не понимают до конца   учебную ситуацию и часто не вписываются в рамки общепринятого школьного   поведения. Они могут проигнорировать задание учителя, задавать не имеющие   отношения к заданию вопросы, не выдерживают общего темпа работы, постоянно   отвлекаются. Дети с синдромом инфантилизма характеризуются коммуникативным   отношением к обучению, т.е стараются завладеть вниманием учителя и   сверстников с целью общения, а учебные цели при этом уходят на второй план.
При правильном воспитании и обучении   эти дети со временем догоняют своих сверстников в учебе, негативные тенденции   их личностного развития сглаживаются.

Дети с синдромом гиперактивности и   дифицита внимания
Такие дети не минуты не могут сидеть   спокойно, постоянно суетятся и отвлекаются. Им свойственны эмоциональные   расстройства: вспыльчивость, раздражительность, а также импульсивность   поведения, когда поступок опережает прогнозирование. При адаптации у детей с   данным синдромом формируется негативная самооценка и враждебность к школе.   Поэтому необходимым условием для успешной адаптации будут доброжелательность,   внимание и эмоциональная поддержка окружающих ребенка, как взрослых, так и   детей.

Астенический синдром
Характеризуется общей ослабленностью   организма, незрелостью вегететивных процессов и как следствие, повышенной   утомляемостью. Трудности адаптации этих детей связаны не только со   склонностью к переутомлению, но и с робостью, несамостоятельностью,   зависимостью от взрослых. При постоянных нагрузках у детей появляется   раздражительность, плаксивость, частые головные боли. Кроме того, очень   близка вероятность неврозоподобных расстройств: тиков, заиканий, страхов.
Если на такого ребенка во время не   обратить внимание, не понять его трудностей, не оказать ему необходимую   помощь в учебе и не заняться его здоровьем, астенические черты характера   будут нарастать, что может привести к искажению личностного развития, или   психопатии.

Аутистические черты личности
Проявляется, прежде всего, в   недостаточности потребности в контактах с другими людьми, отгороженности от   внешнего мира. Таким детям свойственно определенное "зрительное   поведение": непереносимость взгляда в глаза, скользящий взгляд,   фрагментарность зрительного внимания. Ребенок не всегда реагирует на   обращенную к нему речь, не замечает окружающих, он моторно неловок,   эмоционально обеднен. Дети склонные к аутизму более комфортно чувствуют себя   в одиночестве, не умеют играть с другими детьми, если стремятся к   взаимодействию, то легко возбуждаются и срываются на агрессию.
При подготовке такого ребенка к школе   необходимо дать ему некоторый запас знаний и умений с опережением, чтобы   "сэкономить" его энергию в процессе адаптации, успех которой   зависит от степени выраженности аутистических черт и своевременности   психолого-педагогической коррекции.

Таким образом, мы представили   трудности школьной адаптации некоторых категорий детей, чье развитие   оценивается как пограничное (на границах нормы) и поэтому требует дифференцированного   подхода, как со стороны родителей, так и со стороны педагогов и специалистов.