Версия для слабовидящих
Адрес

МДОУ «Детский сад №61«Золотой ключик»

г. Петрозаводск, ул. Антонова, 9а

Телефон

(8142) 53-41-30, 53-41-40

Факс (8142) 53-41-30

Эл. почта zolotoy-klyuchik61@yandex.ru

Играем вместе с ребенком

Педагог-психолог Аурика Савка
                                                                     
Все мы хотя бы однажды наблюдали за   тем, как играют дети и наверняка задумывались о том, почему ребенок так   увлечен игрой, почему через игру и игровые взаимоотношения он воспринимает и   познает все вокруг с такой быстротой и естественностью. Поговорим о сущности   и важности детской игры.

В игре все понарошку, в ней не   вырабатывается полезный продукт, не используются настоящие взрослые предметы,   результат игрового действия не приводит к реальным событиям. Но воображаемая   игровая ситуация для малыша является наилучшей и, пожалуй, единственной   возможностью преодолеть свою ограниченность, конечность и несовершенство.

Именно в игре разрешается противоречие   между потребностью ребенка войти в мир взрослых, действовать, как они, и   невозможностью реального осуществления этой потребности.

В игре ребенок чувственно приобщается   к бесконечности, путешествует на ковре самолете, ракете, созидает и побеждает   все. Он не подвластен времени и пространству. Он ощущает себя воплощением   творчества и свободы, проживает в игре то, что реально предстоит ему через   много лет. При этом ребенок не осознает этого и не ставит именно таких целей.
С раннего возраста дети нуждаются в   овладении различными предметами, а по мере взросления в познании человеческих   отношений и социальных функций человека.
    
Дети разного возраста играют   по-разному. Но везде, на каждом этапе становления и развития игры, очень   важно влияние и участие в игре взрослого, как помощника, доброго наставника,   вдохновителя игрового действия.
    
В раннем детстве игровая деятельность   только зарождается и важна тем, что помогает ребенку осваивать мир   многообразных предметов.

Роль взрослого особенно значима именно   на начальном этапе становления игры, когда и само действие ребенка с   предметом-игрушкой, и его повторение, а главное осмысление зависит от общения   со взрослым. Малыши действуют с игрушкой подражательно, повторяя не только   сами движения, но и речевые высказывания мамы, папы или бабушки.

Ребенок получает огромную радость, что   с помощью взрослого открыл способ, как действовать с игрушкой.

Часто родители полагают, что игра так   естественна для ребенка, что нет необходимости обучать ей детей, она   возникает и развивается сама, нужно только обеспечить ребенка достаточным   количеством необходимых ему игрушек. Тогда откуда берутся дети, играющие в   одни и те же примитивные скучные игры, хотя при этом их детская напоминает   игрушечный отдел "Детского мира". Ответ прост и лежит на   поверхности. Все, что вдыхает в детскую игру жизнь, дает ему общение с   взрослым.
    
Если мама не будет играть вместе с   малышом с раннего детства, он не только не научится самостоятельно   придумывать и воплощать игру в дошкольном возрасте, он не научиться быть   активным и творческим исследователем мира и членом общества.
    
Ребенок овладел предметами, научился   применять их в игре. Теперь игра становиться основной деятельностью, в   которой ребенок многократно отражает и переживает все свои отношения с миром   и свои знания о нем. И здесь опять незаменим взрослый, который передает   ребенку знания о событиях и явлениях окружающего, о человеческих   взаимоотношениях, нравственных нормах семейной и общественной жизни.
Узнав и осмыслив определенную область   взрослой жизни, дети начинают играть в это. Чтобы игра была насыщенной и   динамичной ребенку необходимы новые знания и впечатления, которые дает   общение с взрослыми.
    
Таким образом, игра - активизирует   познавательную активность ребенка, развивает его мышление и интеллект.

Но чем старше ребенок, тем обширнее   его собственный жизненный опыт, творческие способности, самостоятельность.   Ребенок старшего возраста использует роли и образы, чтобы очень точно   копировать отношения, возникающие в семье, на улице, в детском саду, на   работе.

Теперь игра несет серьезную   нравственную нагрузку, она помогает ребенку созревать, как личности, члену   общества, гражданину.

И связанно это не только с содержанием   детских игр, но еще и с коллективными отношениями.
Только в игре с партнерами (взрослыми   и детьми) ребенок может научиться сотрудничеству, взаимопомощи, сострадательности.   Согласитесь, на эти качества теперь дефицит, но они не утратили своей   ценности в обществе. Что, как не особое внимание взрослых к проявлению   гуманных, а не эгоистичных отношений ребенка в игре, может помочь воспитанию   высоко духовной личности уже с дошкольной поры.
    
В игре есть и некий дисциплинирующий,   организующий момент - это ее правила. Любая игра существует с помощью них,   развивается и поддерживается ими. Есть игры, в которых правила заранее   известны и неизменны, игры, где правила придумываются игроками. Есть также   игры, где правила связаны с ролевым поведением. Так в играх в   "семью" мама будет воспитывать заботиться, а дети слушаться или не   слушаться, принимать заботы или помогать. Нарушение правил ведет к распаду   игры, к конфликтам между партнерами. Понимать и выполнять правила может   научить ребенка только взрослый.

Именно наличие в игре правил помогает   воспитывать и развивать у ребенка сдержанность, ответственность,   последовательность в поступках.

Современный ребенок страдает от недостатка   игровой деятельности, прежде всего потому, что изменилось общественное   родительское отношение к игре. Стремление родителей к раннему обучению,   ограниченность общения с ребенком в повседневной жизни, отсутствие навыков   игрового общения с ребенком на разных этапах его развития приводит к тому,   что прекрасный и удивительный мир игры становиться неким волшебным островом,   куда в бушующем океане современности удается попасть немногим большим и   маленьким счастливцам.