Версия для слабовидящих
Адрес

МДОУ «Детский сад №61«Золотой ключик»

г. Петрозаводск, ул. Антонова, 9а

Телефон (8142) 53-41-30, 53-41-40

Факс (8142) 53-41-30

E-mail: zolotoy-klyuchik61@yandex.ru

Бывают в жизни чудеса, или несколько слов о роли воображения в развитии детей

Возможность создавать что-либо новое,   необычное закладывается в детстве, через развитие таких высших психических   функций, как мышление и воображение. Наиболее благоприятным для развития   воображения является период от пяти до двенадцати лет.

Что же такое воображение? Воображение   - способность создавать новые образы путем переработки предшествующего опыта,   которая присуща только человеку. С помощью воображения осуществляется   мысленный отход от непосредственно воспринимаемого, формируется образ никогда   не существовавшего или несуществующего в данный момент объекта. В процессе   восприятия ребенок постоянно обогащается новыми впечатлениями о предметах и   явлениях и связях между ними. Поскольку жизненный "багаж" ребенка   очень мал, а возможность оценки своего опыта ограничена, то в детской психике   происходит постоянное перекомбинирование впечатлений. Возникает множество   сочетаний, рождающих новые связи между явлениями и предметами.

Воображение претерпевает изменения по   мере роста и развития ребенка. Младший дошкольник, у которого только начинает   развиваться воображение, отличается пассивной формой. Недостаток жизненного   опыта компенсируется вхождением сказочных нереальных событий в реальную жизнь   ребенка, и он легко верит в волка и Бабу Ягу на экране или картинке. В   старшем дошкольном возрасте воображение активизируется, воссоздающее   воображение сменяется творческим, позволяющим создать принципиально новый   образ.

Рассмотрим, как развивается   воображение с раннего возраста до школьного?
• Этап игрового действия
В раннем возрасте мы говорим только о   предпосылках воображения, которое зарождается в игровых действиях с   предметом. Сначала малыш не откликается на предложенные взрослым замещения   реальных предметов (не принимает кубик вместо стульчика). Постепенно в   процессе игрового замещения ребенок все больше подражает взрослому и,   наконец, наступает момент, когда он использует в игре собственные замещения.   В этом проявляются первые признаки воображения, которое пока функционирует   только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними.
• Этап преобразования мира
Знаний и представлений недостаточно и   ребенок легко объединяет разные представления и некритически относиться к   полученным комбинациям. В начале (3-5 лет) дети еще очень нуждаются в   наглядности при создании новых ситуаций в игре или восприятии литературных   текстов. Но уже скоро их представления позволяют видеть ситуацию глазами не   только разных людей, но и животных и даже предметов. Ребенок 5-ти лет очень   четко отличает
реальное от нереального, понимает, что может и не   может быть. Его жизненный опыт постепенно делает воображение критичным, он   чувствует меру, за которую не должно переходить воображение. На этом этапе   воображаемое ребенком почти полностью совпадает с образами памяти, т.е.   воображение носит преимущественно воссоздающий характер.
• Создание воображаемых миров
В возрасте 5-7 лет дети создают целые   воображаемые миры, населенные различными существами, с которыми у ребенка   сложные и многоплановые взаимоотношения. Такие "миры" - прямое   отражение внутренних потребностей и переживаний ребенка. По содержанию   детских фантазий этого возраста можно судить о психическом неблагополучии,   особенно если фантазии имеют устойчивый, навязчивый характер.
    
Создавая новый образ, дети планируют   процесс, начиная с замысла, и сознательно используют специфические средства и   приемы.