Версия для слабовидящих
Адрес

МДОУ «Детский сад №61«Золотой ключик»

г. Петрозаводск, ул. Антонова, 9а

Телефон

(8142) 53-41-30, 53-41-40

Факс (8142) 53-41-30

Эл. почта zolotoy-klyuchik61@yandex.ru

Важно ли быть внимательным, развитие произвольности внимания в дошкольном детстве

Педагог-психолог Аурика Савка

Созревание центральной нервной   системы, развитие коры головного мозга приводят к совершенствованию свойств   внимания: устойчивости, переключения и объема. Ребенок дошкольного возраста   может действовать одновременно с несколькими предметами, переключатся с   одного действия на другое и сосредотачиваться на объекте достаточно   длительное время. Но внимание ребенка по-прежнему зависит от эмоций и   раздражителей, то есть, чем эмоциональнее деятельность, тем больше   сосредоточен ребенок, чем сильнее действует внешний раздражитель, тем больше   ребенок отвлекается. Начиная с 5-5,5 лет, дети все меньше реагируют на   посторонние раздражители во время выполнения какого-либо действия.

Основной значимой особенностью   дошкольного возраста в области развития внимания является появление   произвольности.
Начиная с 4,5 лет, ребенок все чаще   направляет свои действия в соответствии с указаниями взрослого, при этом   словесная инструкция "будь внимательным" понимается ребенком уже   буквально, он направляет и удерживает свое внимание в зависимости от   поставленной цели. Эта способность называется произвольностью внимания.   Развитие произвольного внимания связано с одной стороны с развитием речи, с   другой с развитием мышления и деятельности в целом.
                                                                     
Стадии проявления произвольного   внимания:

1. Стадия внешних (речевых) стимулов
В младшем и среднем дошкольном   возрасте внимание ребенка направляется под действием словесных указаний   взрослого. На этом этапе внимание постоянно "соскальзывает" с   поставленной цели и ребенку для продолжения сосредоточения необходимы   дополнительные стимулы со стороны взрослого (похвала, напоминание, повторные   указания). При отсутствии таковых произвольность ослабевает и внимание   распадается.

2. Стадия личных целей
В старшем дошкольном возрасте   способность ребенка самостоятельно поставить цель следить или наблюдать за   объектом постепенно развивается и достигает своей высшей отметки к 7-7,5   годам, когда ребенок не только понимает роль собственной внимательности для   получения результата, но самостоятельно направляет, удерживает внимание и не   отвлекается на посторонние раздражители, выполняя поставленную задачу.
    
Примером такого высокого уровня   произвольности может стать описание выполнения детьми 7-ми лет тестового   задания, когда ребенку предлагается проверить, достаточно ли хорошо развито   его внимание, чтобы успешно учиться. В качестве задания предлагается зачеркивать   или обводить определенные фигуры среди многих других и делать это строго   определенным способом. При этом на разных этапах выполнения задания   специально внедряются посторонние раздражители (постукивание, не обращенная к   ребенку речь, музыка). Если у ребенка произвольность высоко развита, он   способен на протяжении почти 10 минут выполнять это задание, с минимальным   количеством ошибок, не отвлекаясь на сбивающие раздражители.
    
3. Стадия волевых усилий или   послепроизвольное внимание
По мере того, как ребенок привыкает   направлять свое внимание в соответствии с внешней или внутренней целью,   развиваются волевые механизмы управления вниманием, или формируется привычка   заставлять себя быть внимательным.
Развитие волевых усилий очень связано   с формированием норм поведения, когда ребенок приучается сдерживать свое   поведение в зависимости от понятий: "хорошо-плохо", или   "можно-нельзя".
Как достигнуть такого уровня развития   произвольности, когда ребенок самостоятельно ставит цель и удерживает свое   внимание на протяжении ее достижения? Это происходит постепенно и только под   руководством взрослого.
• Для маленьких детей большое   значение имеет умение взрослого, переключая ребенка на разные способы или   предметы, удержать его внимание и довести начатую деятельность до конца.   Особенно актуальным будет пример с игрушками, когда большинство детей хватают   то одну, то другую игрушку, не завершив своих игровых действий. Уже в этот   момент начинает воспитываться произвольность, но не грубо и откровенно, а   косвенно, через интересные для ребенка предложения продолжить игру разными   способами. Если малыш будет постоянно наблюдать деликатную настойчивость   взрослого, его отношение к игровому действию будет меняться.
• Для развития внимания очень   важно использовать игры, в том числе и подвижные, которые требуют   переключения, распределения и сосредоточения внимания.
• Для облегчения переключения   необходимо устанавливать связь между различными видами деятельности, особенно   между игровой и бытовой, и предупреждать ребенка заранее о необходимости   переключиться с игры на одевание или еду.
• Для активизации внимания   необходимо подбирать предметную среду, которая стимулирует активную   познавательную деятельность ребенка.
Безусловно, произвольность во многом   зависит от состояния нервной системы и темперамента. Если, несмотря на   выполнение всех рекомендаций, ваш ребенок к старшему дошкольному возрасту   имеет проблемы с произвольным вниманием, необходимо выявить причины   трудностей и осуществить специальную коррекционную работу под руководством специалиста.